Что такое OBD-I и OBD-II ?


Что такое OBD-I и OBD-II ?
Ответ:
В Субару используются системы самодиагностики OBD-I и OBD-II. Назначение этих систем - унифицированное определение неисправностей в различных узлах и агрегатах автомобиля для принятия решения о последующем ремонте. В OBD-I предусмотрено определение
неисправностей двигателя, подушек безопасности, тормозной системы АБС и АКПП. В OBD-II перечень диагностируемых устройств расширен (к перечисленному добавлена еще и климатическая установка, иммобилайзер и некоторое дополнительное оборудование), а количество диагностических кодов увеличено. Система OBD-I позволяет считать коды ошибок "вручную", по миганию лампочки Check Engine. Система OBD-II требует подключить диагностический прибор через специальный разъем (в качестве такого прибора может использоваться адаптер K-L-Lne к персональному компьютеру и соответствующая программа). Система OBD-II появилась на автомобилях для американского рынка в 1996 году, с 98-99 годов установлена и на европейских авто. На машинах для японского рынка OBD-II не замечена по сей день. Как правило при наличии разъема OBD-II система диагностики ошибок OBD-I по миганию Check Engine отсуствует, но бывают и исключения.

Принцип их действия:

Принцип действия обеих систем сходен: блоком управления считываются показания датчиков на разных режимах работы двигателя в процессе эксплуатации автомобиля (запуск, прогрев, холостой ход, разгон и торможение и т.д.). Показания датчиков бывают статическими (дискретными) или динамическими (изменяющимися во времени). Статические показания датчиков обычно определяются неким пороговым значением - импульсом определенного уровня или "переключателем" (то есть, наличием или отсутствием сигнала), а динамические, как правило, передают изменения параметра и проверяются на допустимые пределы (верхний и/или нижний).
Все диагностические системы, в свою очередь, хранят и отображают статические данные - "коды ошибок" (OBD-I понимает только такие!) или динамические характеристики (в OBD-II и те, и другие). На дискретные показания датчиков система самодиагностики реагирует обычно только при отсутствии электрического контакта (возвращает сигнал о неисправности датчика), а изменение динамических показателей отслеживается по хранящимся в памяти устройства управления таблицам. Впрочем, один и тот же датчик может проверяться как на электрический контакт, так и на допустимые пределы изменения. И тогда для одного устройства могут быть две ошибки: либо отсутствие сигнала, либо выход за предельные параметры.
Устройство управления может состоять из нескольких блоков: отдельно для двигателя - ECU (Engine Control Unit), отдельно для антиблокировочной системы тормозов (ABS), отдельно для воздушных подушек безопасности (ASS) и т.д. Но при получении сигнала об ошибке оно обязано ответить унифицировано:
Ї во-первых, классифицировать неисправность по номеру ("коду ошибки") и запомнить этот код в долговременной памяти;
Ї а во-вторых, предпринять корректирующие действия, предусмотренные управляющей программой на этот случай.
После этого сохраненные в памяти коды ошибок считываются прибором OBD-II или вручную, при помощи OBD-I. После их изучения и анализа дополнительных данных принимается решение о том, что делать дальше.

Процедура считывания кодов системы OBD-I напоминает чтение азбуки Морзе: короткие импульсы (длительностью 0,2 секунды) - единицы, длинные (1,2 секунды) - десятки. Паузы между импульсами внутри одного кода составляют 0,3 секунды, а сами коды (если их несколько), разделяются длинными паузами в 1,8 секунды. Коды диагностики OBD-I двузначные (их еще называют "короткими", в отличие от "длинных", пятизначных кодов расширенной диагностики OBD-II). На большинстве моделей для отображения кодов используется многофункциональный индикатор - лампочка CHECK ENGINE, а на старых моделях эту роль выполнял только специальный диод кислородного датчика (Oxygen Sensor Monitor), расположенный на устройстве управления.